Виды сварных швов и соединений
Критериями классификации сварных швов являются конструктивные признаки, цели, установка, длина и наружная форма.
По конструктивному признаку сварные швы разделяют на стыковые и угловые (или валиковые).
Стыковые швы более надежны, так как имеют меньшее сосредоточение напряжений. Однако они требуют добавочной разделки продольного края. Если используется ручная сварка элементов протяженностью в поперечнике чуть больше 8 мм, то для пропуска материала по всей толщине разрезов нужны узкие промежутки между ними, и обработка их кромок.
По форме разделки кромок сварные швы бывают V -, U -, X -, K - образные.
V и U-образные швы свариваются с одной стороны. Для них обязательно подваривание корня шва с обратной стороны для ликвидации возможных непроваров, которые способствуют сосредоточению ненужных внутренних сил, возникающих в деформируемом металле под воздействием внешних воздействий. Исходный отрезок стежка и его окончание могут быть непроваренными, потому что являются попорченными; необходимо вывести их за пределы рабочего разреза шва, а потом отрезать.
При автоматической сварке используются меньшие размеры разделки швов, так как проплавляется больше соединяемых частей. Для полного провара шва одностороннюю сварку делают на слое материала, используемого для химической очистки соединяемых поверхностей и улучшения качества шва, а также на приспособлении из меди, устанавливаемом под кромки свариваемых частей, или на остающейся стальной подкладке.
При электрошлаковой сварке разделка продольного края стальных листов не требуется. Однако зазор на стыковке должен быть не меньше 14 мм.
При использовании угловых (валиковых) швов разделка кромок изделия должна быть такой, как показано в таблице.
Фланговые угловые швы образуются параллельно действующему основному усилию.
Перпендикулярно основному усилию располагаются лобовые швы.
Сварные швы классифицируются на рабочие, связующие (конструктивные), сплошные и прерывистые (шпоночные).
По расположению в пространстве во время их сваривания – нижние, вертикальные, горизонтальные и потолочные.
Сваривание нижних швов более благоприятно - такие швы легко поддаются механизации, дают лучшее качество стежка. При составлении проекта желательно предусматривать вероятность выполнения сварки в нижнем положении. Остальные вышеперечисленные швы выполняются уже на монтажной сборке. Они трудно поддаются механизированию, сваривать их вручную сложно, из-за этого страдает качество стежка. Поэтому проектировщики по возможности стараются избегать использование горизонтальных, вертикальных и потолочных швов.
Виды сварных соединений
Стыковые соединения
Части соединяются поперечными разрезами или окаймлениями так, что одна часть является продолжением другой. Такой тип соединения чаще других используется в сварочном процессе, так как он малозатратен и его выполнение можно без труда проконтролировать. Толщина свариваемых в частей в стыковом соединении не имеет ограничений. Стыковка листового металла выполняется прямым углом или косым швом. Стыковка профильного металла выполнятеся реже, так как сложно обрабатывать кайму под сварку.
Соединение внахлестку
Соединение, в котором поверхности свариваемых частей находят друг на друга. Чаще используется при сваривании листовой стали небольшой толщины в решетчатых конструкциях. Подвид соединений внахлестку – соединения с накладками. Они используются для скрепления частей из профильного металла, а также для усиления стыковки. В случае усиления стыковки применением накладок соединение называется комбинированным. Вышеперечисленный вид соединений характеризуется легкостью обработки частей под сварку. Есть и недостатки – на них тратится больше металла, чем на стыковые, к тому же они чаще вызывают сосредоточение ненужных напряжений свариваемой детали, поэтому их очень редко используют при сварке конструкций, которые испытывают динамические нагрузки и подвергаются низким температурам.
Угловое соединение
Сварное соединение двух элементов, расположенных под углом и сваренных в месте примыкания их краев.
Тавровое соединение (соединение впритык)
Соединение, в котором один поперечный разрез звена прикрепляются сваркой к поверхности другого.
Угловые и тавровые сварные соединения широко используются при сварке металлических конструкций, потому что легко изготавливаются, имеют высокую прочность, экономичны.